На трамвае – в детство

 
Добавлено: 2017-06-12 10:22:32 Новости Культура
Рецензия на постановку Юрия Раевского «Город миров, или двумя трамваями» по пьесе Сергея Черепанова, осуществленную в Киеве в апреле 2017 года на сцене столичного Дома ученых.
 

История молодости каждого современного киевлянина непременно содержит воспоминания об особенностях транспортной системы города, которая, до засилия частных автомобилей была не просто средством добраться из одной точки на карте в другую, но и своеобразным «местом встречи» для общения, обмена опытом, сплетен и просто любованием городскими пейзажами. Спектакль театра «Радуга» «Город миров, или двумя трамваями» по пьесе Сергея Черепанова в постановке молодого режиссера Юрия Раевского рассказывает о судьбе киевской семьи на протяжении полувека: глазами главного героя – Александра, в исполнении трех разновозрастных актеров: Сергея Черепанова, Константина Черняховского и Витера Кондрияненко. Они олицетворяют различные периоды жизни Александра и его восприятие окружающей действительности. Действие спектакля посвящается бабушке Александра – Софье Михайловне, непростая жизнь которое вырисовывается благодаря ее рассказам. Зрители видят детство и юность Софьи Михайловны, до революции жившей в роскоши и изобилии; в советские времена познавшей страх ареста и преследований. Еврейка, дочь состоятельного выкреста, Софочка была любимицей семьи и признанной красавицей Полтавы. Головокружительная любовь, скорый брак и переезд в Киев совпали с трагическими событиями революции, после – войны и зачистки евреев. Статная, величественная и в то же время отважная и прямолинейная, Софья Михайловна в исполнении Марины Фалькович поражает зрителей своей внутренней силой – на фоне комических перипетий сюжета черной нитью тянется глубокая личная трагедия: гибель братьев, разрушение привычного жизненного уклада гонения, постоянный страх закалили ее характер, но сохранили пылкую любовь к семье. Она знает Киев, а Киев знает ее – старый центр, и новые Святошино с Воскресенкой порой с восторгом, порой с завистью созерцают немолодую, но по-прежнему красивую, изящно одетую (от самого Проца!) даму, которая ежедневно двумя трамваями добирается к своему внуку, проезжая таким образом через весь город. Именно лейтмотив поездки в трамвае раскрывает бездну воспоминаний, которыми она делится с внуком. Движение вагона по рельсам напоминает скольжение пальцев Мойры по нити жизни – она то ускоряется, то замедляется, на ней встречаются узелки, иногда она страшно запутывается… Именно так разворачивается сюжет спектакля – веселые монологи и непринужденные беседы сменяются полными боли и страха разговорами о репрессиях и преследованиях, и снова переходят в ровное, безмятежное русло. Словно движение трамвая. Так, год за годом, Софья Михайловна ездит к внуку и домой, отпуская прошлое благодаря беседам с ним и предаваясь мечтаниям.  Следует заметить, что главные роли разделены на три возрастных «сегмента», которые играются разными актерами. Подобно легенде о загадке Сфинкса перед зрителями предстают аллегории Юности, Зрелости и Старости, мировосприятие которых порой отличается.

Следует также отметить игру Евгения Черняховского, исполняющего роль Дедушки Яши – супруга Софьи Михайловны. Его персонаж, являясь вспомогательным, тем не менее, чрезвычайно точно иллюстрирует характер Софьи Михайловны, высшей ценностью для которой была семья. Лишения и страх, перенесенные ею ради любви, раскрывают глубину ее чувств к Яше, жертвенность, силу воли. Евгений Черняховский трактует свою роль лирически, концентрируя внимание на взаимоотношениях между мужем и женой, а также между отцом и дочерью. Устами своего героя во всем поддерживает супругу, стараясь сделать ее жизнь максимально комфортной. Он выступает против ее путешествий на трамвае, считая их слишком утомительными. В этом проявляется принципиальная разница мировосприятия героев – в отличии от Софьи Михайловны, он не уделяет такое повышенное внимание эстетическим аспектам жизни киевлян, заботясь больше о комфорте. Не удивительно – ведь он много лет проработал «на расстрельной должности»,  где безжалостная советская социальная машина оттачивала прагматизм, лишая индивидов стремления к лучшей жизни.  

Пьеса уделяет большое внимание детским персонажам, мировосприятия которых демонстрируют совсем иные стороны жизни. Роли Александра и Софочки в детстве исполняют Витер Кондриятенко и Луна Черепанова, которые с детской непосредственностью и эмоциональностью демонстрируют зрителям моменты формирования личностей будущих главных героев.

Отдельного внимания заслуживают исторические факты и бытовые детали, приведенные в пьесе. Стоит отметить дотошность Сергея Черепанова в описании модных тенденций середины ХХ века, которые буквально заполняли умы киевлянок. Ведь визиты к портным, модисткам, парикмахерам и визажистам были неотъемлемой частью жизни каждой уважающей себя киевлянки, но, в то же время, представляли собой своеобразное соревнование, в котором призом было не просто выглядеть лучше всех, но и вообще, попасть к тому мастеру, к которому «не попасть!». Автор сформулировал посвящение спектакля следующим образом:

«Бабушкам и дедушкам, а также внукам посвящается. Если Вы киевлянин со стажем, если Вы любите смотреть на Киев с левого берега на закате, если умедляете ход, проезжая мимо Лавры, если верите, что в детство можно вернутся на трамвае, значит, эта история о Вас!»

Большое значение в этом спектакле имеет художественное оформление – декорации, созданные Оксаной Здор, собирают в небольшом сценическом пространстве различные аспекты созерцания Киева – интерьеры и экстерьеры помещений, городские пейзажи, стилизованные облака. В отдельных мизансценах актеры применяют игровые декорации, обусловленные текстом пьесы: ветвь тополя, ворвавшаяся в кухню и спиленная Софьей Михайловной; стулья, расставляемые в разном порядке, меняют ассоциативное восприятие мизансцены – вагон трамвая сменяется дворовой лавочкой и диваном гостиной, и т. д.. Квартиры бабушки и внука изображены рисуночными линиями на белых ширмах, шаржировано олицетворяя советский быт. Небольшой подиум в центре сцены служит своеобразным «порталом» сквозь пространство и время: через него происходит воплощение воспоминаний героев – появляются их молодые ипостаси а также персонажи из прошлого. Подиум служит местом преображения актеров из одного персонажа в другого, таким образом небольшой театральный коллектив выполняет большое количество ролей пьесы.  

Киев меняется на глазах у зрителей не только внешне, но и духовно. Одно поколение стареет, другое – растет и расцветает. Постепенно меняются завсегдатаи уютненьких двориков, пассажиры транспорта, исчезают привычные для чопорных киевлянок модные ритуалы… Город разрастается, меняется инфраструктура и транспортная сеть. У большинства пассажиров нет времени на многочасовые трамвайные поездки, их заменяет более скоростное метро. Зрители узнают свою современность, которая предстает в шаржированной, гипертрофированной форме.  Но для героев пьесы время застыло на определенной отметке – том периоде жизни, когда они были особенно счастливы. Они заставляют задуматься о самых счастливых днях, часах и минутах всех присутствующих.   

Спектакль учит зрителей находить радость и творческое самовыражение во всех аспектах повседневной жизни, а также любить и быть любимыми во всех человеческих возрастах. 

 

 
 
 
 
 

Отзывы & Вопросы (0)

Чтобы оставить отзыв нужно войти в систему!
 
 
 
 
© 2008 Glo.UA. - Сеть городских порталов. Правила О Нас Реклама Контакты